Продажи электронных автобусных билетов — перспективная ниша на рынке

Какие перспективы ждут сектор онлайн-продаж автобусных билетов? Через какие каналы можно продавать автобусные билеты и почему переход к онлайн-реализации нужно сделать именно сейчас? О тенденциях развития автобусных перевозок в России рассказали эксперты одного из крупнейших консолидаторов рынка туристических услуг компании УФС.

Сегодня в России набирают популярность онлайн-продажи автобусных билетов — теперь за хорошей альтернативой ж/д-перевозкам необязательно стоять в длинных очередях у автобусных касс. Предприниматели за рубежом пришли к этой идее несколько раньше: до 2012 года в Германии, сегодня одной из самых «автобусных» стран, действовал закон, который обеспечивал монополию железных дорог на пассажирские перевозки. После отмены этого закона на дорогах страны появилось множество автобусных компаний, ставших достойным аналогом поездам, а подавляющее большинство билетов приобретается пассажирами онлайн.

В России не существует единой системы бронирования автобусных билетов, а автобусные перевозки довольно долгое время были в теневом секторе. Доля международных перевозок, приходившихся на автобусы, ранее составляла не более 1%, что явно не отражало реальную ситуацию. Слабое регулирование рынка, офлайн-продажи и высокий пассажирский спрос из-за выгодной цены обеспечивали хорошую почву для деятельности незарегистрированных перевозчиков. Однако ситуация начала постепенно меняться несколько лет назад. Во-первых, начала совершенствоваться законодательная база: в 2015 году был принят Федеральный закон об организации регулярных пассажирских перевозок, и по сегодняшний день он дополняется поправками и инициативами. Кроме того, уже скоро автобусы будут включены в общую программу развития пассажирского транспорта от Минэкономразвития — постепенно будет вводиться единый стандарт пассажирских перевозок, а с самими перевозчиками планируют заключать «регуляторные транспортные договоры» на перевозку пассажиров по согласованным маршрутам.

Рынок автобусных перевозок растет и становится все более заметным не только для государства. После затяжного падения и стагнации вплоть до 2014 года автобусные перевозки начали активно развиваться: в 2015 г. показатели пассажирооборота увеличились на 10%, а количество совершенных рейсов — на 15%. Ежегодно в России продается до 800 млн билетов, а объем всего рынка междугородних, международных и региональных автобусных перевозок эксперты УФС оценивают в 47,5 млрд руб. Самое время ухватиться за гребень волны развития автобусных перевозок, а главное — только начинающихся онлайн-продаж автобусных билетов, не так ли?

Почему онлайн?

В целом, продажу билетов онлайн можно осуществлять через три основных канала. Первый — это работа непосредственно с перевозчиком. Несомненным плюсом является то, что работа осуществляется напрямую и без посредников. Но не каждый способен стать прямым агентом перевозчика: при заключении договора они могут предъявлять высокие требования — наличие банковских гарантий, финансовых ресурсов, планов продаж и прочее. Поэтому данный канал не совсем подходит для новичков на рынке. Кроме того, из-за отсутствия альтернативы у партнеров, поставщики не клиентоориентированны, так что вознаграждения за реализацию, как правило, небольшие.

Второй — заключение партнерских отношений с агентами. С одной стороны, при таком формате работы можно использовать хорошую репутацию агента для собственной коммерческой выгоды. Однако нужно учитывать, что деятельность и репутация фирмы в таком случае находятся в полной зависимости от главенствующего партнера. В случае неудачной агентской работы субагенты терпят убытки.

Третий канал — сотрудничество с travel-консолидаторами. Это программно-технологические комплексы, предлагающие клиентам IT-решения по продаже туристических услуг, в том числе и автобусных билетов. Сейчас на российском рынке их около 40: «УФС», «ВИП Сервис» и другие. Их целью является помощь клиентам (например, турагентствам, интернет-сайтам, салонам связи, почтовым отделениям и т. д.) быстро и без особых вложений заработать деньги, так как консолидаторы требуют лишь необходимый минимум для старта продаж, забирая на себя множество издержек.

На данный момент онлайн-реализация автобусных билетов через консолидаторы имеет довольно внушительный ряд преимуществ.

Во-первых, рынок не поделен. Поскольку нет единой системы бронирования автобусных билетов и ниша для России абсолютно новая, игроки на данном рынке еще не определены. Сегодня только 4% объема рынка автобусных перевозок приходится на онлайн-билеты, в то время как ж/д и авиаперевозки колеблются возле отметки в 45% и 50%соответственно. Но, стоит отметить, с каждым годом доля онлайн-реализации автобусных билетов увеличивается вдвое.

Во-вторых, издержки становятся ниже. Теперь турагентствам, автобусным кассам, стартапам и другим потенциальным клиентам консолидаторов не нужно заключать договоры с перевозчиками напрямую. Например, «Электронная касса» от travel-консолидатора УФС подключается бесплатно и объединяет уже более 325 автовокзалов, более 27 000 автобусных остановок, позволяя оформить билеты как в крупные мегаполисы Европы, Азии и России, так и в труднодоступные районы страны. К системе подключено 10 систем бронирования, поэтому клиенты получают доступ к перевозкам по 50 регионам страны и зарубежья.

В-третьих, это удобно. Для работы с программой не требуются профессиональные навыки-«Электронная касса» будет интуитивно понятна каждому. Кроме того, клиентам системы доступен удобный личный кабинет на русском и английском языках для просмотра статистики и информации по заказам, а также круглосуточная технологическая поддержка. Также вместе с платформой УФС предоставляет единый справочник автостанций, остановок и единое расписание рейсов.

И наконец, последнее по счету, но не по значению, преимущество: работа с онлайн-консолидатором — это не только шаг в ногу со временем, но и способ повысить лояльность путешественников за счет предоставления более широкого спектра услуг. Например, «Электронная касса» в рамках единого интерфейса позволяет оформить билеты и на автобус, и на ж/д, и на самолет. Это создает возможность для реализации билетов и формирования удобных путешественникам комбинированных поездок с использованием нескольких видов транспорта. Помимо продажи билетов клиенты также могут заказывать трансферы, оформлять страховые полисы и делать брони в отелях.

Бизнес-модель партнерства с консолидаторами строится следующим образом: клиент системы получает агентское вознаграждение после совершения успешной транзакции, то есть реализации предлагаемых системой услуг. Поэтому широкий список дополнительных услуг в «Электронной кассе» может значительно увеличить средний чек. Доход пользователей «Электронной кассы» от реализации билетов на автобус может составлять до 60%от вознаграждения перевозчика в зависимости от объема продаж.

Итог

Рынок онлайн-реализации автобусных билетов на старте. Перемещение на автобусах становится все более комфортным, а количество возможных направлений заметно конкурирует с авиа — и ж/д перевозчиками. Ежегодно только 32 млн билетов из 800 реализуются электронным способом. Поэтому начать онлайн-продажи автобусных билетов сегодня будет выгодным решением как для стартапов, так и для опытных игроков туристического рынка. Для первых — это шанс занять хорошие позиции в совершенно новой для российского рынка нише, для вторых — способ увеличить покупательский цикл за счет введения новой услуги.

Перспективно мыслящие предприниматели уже сегодня переводят продажи автобусных билетов в онлайн с помощью консолидаторов: это позволяет снижать издержки от заключения персональных договоров с перевозчиками, получать круглосуточную техподдержку и просматривать статистику продаж, а также радовать клиентов широким спектром услуг — в том числе и возможностью комбинированных поездок. Успев грамотно адаптироваться на этом новом и перспективном рынке сегодня, в ближайшем будущем можно добиться заметных высот как в продвижении собственного бизнеса, так и вывода туристического рынка страны на новый уровень.

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *